Формула смелости для длинноухих – так называется новогодняя постановка Центра культуры, во время которой дети и их родители смогут научиться быть смелыми.
Режиссёр спектакля Имант Яунзем хорошо знаком вентспилсчанам. В своё время он был режиссёром Вентспилсского театра, чьи постановки Стулья. Три высокие женщины. Алиса в стране чудес и многие другие пожинали лавры на фестивалях в Латвии и за её пределами. Хотя сейчас режиссёр живёт и работает в Юрмале, он уже на протяжении 20-ти лет продолжает создавать рождественские мероприятия для Центра культуры.
Рождественская постановка – большая ответственность, – уверен Яунзем. Те, кто в детстве приходил в Центр культуры, читал стихи и играл с Дедом Морозом, повзрослели и уже приводят сюда своих малышей. "Вчера на репетиции обсуждали, почему постановки нельзя повторять – пройдёт три года, публика поменяется и снова можно показывать то же самое. Халтурщиков. которые так делают, достаточно, но это неинтересно. К тому же, если не меняются актёры, это не выдерживает никакой критики. Однако самое главное, что так действовать мне не позволяет ответственность перед публикой, а также уважение к самому себе".
– Где ты берёшь вдохновение для новых постановок?
– В Юрмале мы создаём программки для детских развлекательных мероприятий, поэтому читаю детскую литературу, пьесы, чтобы понять, на каком языке говорят и какие способы выражения используют современные дети. Параллельно этой работе думаю над рождественскими постановками для Вентспилсского центра культуры. Современные дети, их речь и восприятие отличаются от того, какими ребята были пять, десять и более лет назад. Винни-Пух и Старасте из другой эпохи. Поэтому форму постановки следует продумывать особенно тщательно. Некоторые родители мне рассказывали, что дети пугались, рассматривая книги Старасте: "не показывай мне этот ужас!" Они воспринимают рисунки буквально: как такое может быть – детское личико, медвежьи уши или палочки вместо ног.
– О чём будет постановка в этом году?
– Речь пойдёт о вечных страхах. Мы все чего-то боимся. Дети – темноты, ворот, собак, неожиданных шумов, теней и пр. Выбранная форма – длинноухие – для детей. Однако содержание, суть будет актуальна и для взрослых – страх знаком каждому. Мы боимся потерять статус, деньги, со страхом идём на работу или возвращаемся домой. Дети посмотрят, чего боится или не боится кролик, как он преодолевает свои страхи. Иногда детские рассказы яснее показывают тенденции общества, нежели истории для взрослых. Постановка отличается ещё и тем, что она будет чёрно-белой. Костюмы контрастные – чёрные и белые, без переходов. Один цвет подчёркивает и дополняет другой. Кролики будут стильными – вариации на тему гангстеров из Америки 20-х годов прошлого века, волк тоже очень стильный. Это также история культуры, возможно, дети сейчас не уделяют особого внимания общей стилистике, однако полученный импульс будет накапливаться. В детские постановки обычно пытаются привнести яркость и цветовое разнообразие, в этом году мы пойдём другим путём.
– Будут ли в постановке участвовать актёры Вентспилсского театра?
– В спектакле задействованы трое матёрых артистов – Андрис, Улдис и Индра, – а также молодые работники культуры Роберт Гринберг и Инесе Марцинкиана. Последние впервые примут участие в постановке театра. Это мои ученики из Школы культуры, которые знают, кто такой Яунзем, а мне известно, чего от них ожидать.
– К какому ценному выводу придут зрители постановки?
– Формула постановки: как освободиться от страхов. Страх – всего лишь чувство, сродни голоду. О последнем никто не говорит, что это плохо – просто хочется кушать. А, если охватывает страх, как его преодолеть? Ответ: надо делать, действовать, а не сидеть и ждать.
– Что проще ставить: 40-минутный или спектакль продолжительностью три часа?
– Как бы странно это ни было, но одинаково. На 40-минутную постановку уходит столько же времени, энергии и выдумки, как на трёхчасовую. Это потому, что за эти минуты следует сказать самое главное. Иногда даже сложнее найти лаконичные способы выражения. Небольшие постановки, как и длинные, должны быть интересными, яркими, с неожиданными поворотами. Надеюсь, что Форму ла смелости для длинноухих такой и будет.